Краткая презентация образовательной программы МДОУ - детского сада №7 «Светлячок» им. П.С. Гапоненко
Характеристика контингента воспитанников дошкольного образовательного учреждения
Основной структурной единицей МДОУ детского сада №7 «Светлячок» является группа воспитанников дошкольного возраста. В настоящее время в МДОУ- детском саду функционирует 8 общеразвивающих групп: 2 группы - раннего возраста (с 2 до 3 лет), 4 группы - дошкольные общеразвивающие. Все группы однородны по возрастному составу детей: 2-3 года; 3-4 года; 4-5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет. В составе общеразвивающих групп есть дети-логопаты: с ФФНР и ОНР.
Перечень используемых программ
В основе реализации ООП лежит комплексный подход, обеспечивающий развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие
с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; использованием вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей, и направленных на полноценное личностное формирование и становление, готовность к школьному обучению, обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности.
Образовательная программа включает в себя две части – обязательную, обеспечивающую достижение воспитанниками готовности к школе, а именно: необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования, и часть, формируемую участниками образовательного процесса и отражающую специфику условий, в которых осуществляется образовательный процесс, и направленную на поддержку областей основной части программы.
Перечень программ, обеспечивающих реализацию обязательной части программы:
В комплексе используемых образовательных программ определены задачи и содержание по развитию речи, но они не рассчитаны на дошкольников с речевой патологией. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза.
Перечень программ, обеспечивающих реализацию части программы, формируемой участниками образовательного процесса:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Е.С. Комаровой.и др.
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева, М.Д. Маханёва
- Программа музыкального воспитания детей «Ладушки И.М. Каплуновой , И.А. Новоскольцевой
- . Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанниками строится на основе сотрудничества и направлено на оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада.
В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит принцип сотрудничества и взаимодействия, позволяющие решать следующие задачи:
- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- приобщение к участию в жизни детского сада;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- повышение их педагогической культуры.
Для решения поставленных задач используются следующие формы и методы работы с семьей:
- формирование единого понимания педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его эффективности;
- индивидуальное или групповое консультирование;
- просмотр родителями занятий и режимных моментов;
- привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности: проектная деятельность, акции, создание коллекций, помощь в оформлении мини- музеев и т.д.
- анкетирование;
- опрос;
- беседы с членами семьи;
- педагогическое просвещение родителей через информационные стенды, памятки, буклеты, папки – передвижки.
- общие и групповые родительские собрания
- совместные досуги; общесадовские развлечения и праздники;
- ведение страничек для родителей на сайте МБДОУ.
Кроме основных форм работы, осуществляется постоянное взаимодействие родителей и сотрудников детского сада в процессе:
- ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка;
- ознакомления родителей с информацией, подготовленной специалистами и воспитателями, об их детях;
- посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности детского сада («Дни открытых дверей»);
- неформальных бесед о вопросах воспитания и развития детей или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем.
Открытость детского сада для семьи, сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей, создание активной развивающей среды обеспечивают возможность реализации единых подходов к развитию личности дошкольника в семье и детском сад.